Для ТЕБЯ - христианская газета

Необычно с помощью переводов с иврита о Потопе
Проповеди

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Необычно с помощью переводов с иврита о Потопе


Необычно с помощью переводов с иврита о Потопе

С помощью переводов брат во Христе Андрей доносит необычный взгляд на ситуацию с потопом. Имеется виду всемирный потоп, который навел Сам Бог в Своих Мудрых целях.

В свете этого материала такие мысли: если Бог уменьшил возможности влияния человека на мир, то и дьявол возможности по "украсть, убить и погубить" теперь не сполна и может реализовать, действуя чрез своих адептов из людей. А особенно чрез "злых людей и обманщиков, кои и преуспевать могут".
И не потому ли так старательно разгоняется страх среди людей злыми силами, потому что прежнее сильное влияние человеков на земные процессы Богом уменьшено и тем парализовать свободную волю человеков, чтобы как можно меньше было смелых людей на земле, а превалировали трусливые, которые имеющиеся у них Богом данные возможности просто в страхе и не видят, а потому и не используют часто.
Ну каждый, прочитав материал, может и что-то добавить, что-то и сам еще увидеть.

Разве раскаялся Господь, что сотворил человека?

Рассмотрим слова, которые Бог говорит перед Потопом.
Глава 6, стихи 5:8. Ниже я приведу обычный русский перевод этих стихов, в дальнейшем укажу, где здесь неточности и как нужно перевести эти стихи правильно.

"И увидел Господь, что велико зло человека на земле и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время. И раскаялся (пожалел) Господь, что создал человека на земле и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь: истреблю человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до гадов и до птиц небесных, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же нашел милость в очах Господа".
Этот отрывок является как бы предисловием к Потопу.
В представленном выше стихе (6:6) есть одно, крайне непонятное выражение.
Это слова "И раскаялся Господь, что создал человека на земле».
Что означают эти слова?
Означают ли они, что Бог разочаровался в людях и потому решил их уничтожить?
Но разве раньше Бог не знал, что так будет (или, по крайней мере, что так может произойти)?
Вообще, употребление слова "пожалел" (в смысле "раскаялся", как здесь) по отношению к Богу чрезвычайно проблематично.
Но эта фраза является ключевой в понимании причин Потопа, и не поняв ее, мы не сможем понять всю историю.
И для того, чтобы понять смысл Потопа, прежде всего следует рассмотреть главного персонажа всей этой истории - Ноя (Ноаха).
(Отметим, что в Псалмах и у Пророков Потоп зачастую называется "водами Ноаха" - чем подчеркивается его центральная роль.)

Итак, кто такой Ноах - Ной?
В стихах 28-29 главы 5 мы читаем, как Ноах был рожден:

"И жил Лемех 182 года и родил сына, и нарек ему имя Ноах, сказав: этот утешит ("йинахамену") нас в работе нашей и в труде рук наших на земле, которую проклял Господь".
Т.е. Лемех произвел имя "Ноах" от корня "нахем", которое здесь переведено как "утешение».
И суть Ноаха в том, чтобы "утешить нас от работы нашей на земле, которую проклял Господь".
Что это означает? Почему Господь ранее проклял землю? И нет ли здесь связи с дальнейшим (уже цитированным выше) стихом Торы, в котором сказано "не буду больше проклинать землю за человека".
В чем состояла эта "проклятость земли от Всевышнего" и почему она вообще имела место?
Итак, что же такое "проклятость земли по отношению к человеку?

Это свойство которое было у земли наказывать человека за его плохие поступки, не давать ему урожая за его преступления, выращивать злодею колючки после посадки зерна.
Т.е. земля была морально чувствительна, она воспринимала нравственный уровень человека, который на ней живет, и реагировала на него; и за те преступления, которые человек совершал, земля не давала ему своих сил.

И поэтому в то время, например, для того, чтобы быть хорошим агрономом, нужно было не только изучить агрономию, но также и быть порядочным человеком.
Т.е. земля чувствовала; и это свойство земли не было само по себе "проклятием", это была "острая реакция земли" на уровень праведности поступков человека.

Это была возможность - как возможность достижения наивысшего благословения, так и возможность получения проклятия.
А так как уровень нравственности человека спустился в эту эпоху до наинизшего уровня, то эта возможность проявлялась в виде категории "проклята земля для тебя». Итак, в период от Изгнания из Сада до Потопа человек имел очень сильное влияние на землю.
В Саду он имел еще большее влияние, он находился на таком уровне, что своим познанием и волей он напрямую управлял миром.
Будучи изгнан, человек потерял свой уровень, но не полностью. У него остался уровень прямой связи духовных параметров с окружающим миром.
Он не мог теперь духовно управлять напрямую окружающим миром, но влияние И, поскольку человек не вел себя достойно, это влияние выражалось в проклятии, а не в благословении.
Теперь мы можем лучше понять, что говорил Лемех, когда у него родился сын Ноах.
Вернемся вновь к стиху 5:29. Какого утешения хотел Лемех? На иврите мы читаем "зейинхамену", т.е. здесь употреблено понятие "нехама». Какого его точное значение?
Оно употребляется, например, в выражении "нехум авелим" = "утешение скорбящих".
Когда у человек умер кто-то из прямых родственников, друзья и близкие приходят утешать его.
Что такое утешение скорбящих, в чем оно выражается? Оно не в том, чтобы скорбящий не признавал реальности смерти, или не в том, чтобы он отвлекался от скорби или забывал об умершем, или развлекался.
Совершенно не так. Напротив, суть утешения, в приведенном примере - это признание реальности смерти.
"Утешающие" примиряют скорбящего с реальной действительностью.
И смысл слова "утешение" - "нехама" - это примирение с существующими фактами.
Итак, нарекая своего сына "Ноахом", Лемех хочет, чтобы Бог примирился с тем, что человек не праведен.
Он говорит: "Этот даст нам утешение", т.е. Ноах принесет нам примирение Бога с не слишком высоким моральным уровнем человека, сделает для нас более легкой жизнь на земле, которую проклял Господь", облегчит наш труд и сделает не таким сложным наше существование.
Лемех просил Бога: "примирись с нашим несовершенством, не требуй от нас слишком многого, пусть силы нашего влияния на землю будут уменьшены - иначе проклятие на землю возрастает, и жить скоро станет совсем невозможно".
Иными словами, человек не мог справиться с теми гигантскими силами, которыми был наделен, и поэтому вел мир к катастрофе.
И если бы Всевышний не вмешался и не осуществил бы Потопа - и всего того изменения мира, которое было с Потопом связано, то мир просто разрушился бы сам.

Поэтому действие Потопа явилось на самом деле не просто актом наказания, но также и милосердия.
С целью сохранения хотя бы частично мироздания, чтобы не дать человеку уничтожить весь мир полностью.

Теперь, поняв связь имени "Ноах" с понятием "нехама" - "утешение", "примирение" - мы сможем гораздо лучше понять стих 6:6, в котором говорится о причине Потопа: "И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем".
3десь мы опять встречаемся с неточностью перевода.
На иврите это выглядит следующим образом: «Вайинахем" - "и примирился, утешился Господь с тем, что Он создал человека на земле"
Бог примирился с тем, что да, человек ограничен, что да, невозможно было добиться от него высокого уровня морали, и что да, человек не в состоянии справиться с теми великими силами, которыми он был наделен, и что ситуация требует вмешательства и исправления - уменьшения связи человека с землей, уменьшения уровня влияния человека на мир.
Бог примирился с тем, что человек таков, каков он есть и поэтому Он восскорбел в сердце Своем.
Почему Господь восскорбел? Конечно, также и потому что Он был вынужден уничтожить то поколение людей; но прежде всего - потому, что Он был вынужден отнять у человека эту силу.
Всевышний ограничил
Он отнял у человека силу влиять на окружающий мир, - или, что то же самое, Он сделал землю ещё менее восприимчивой к уровню праведности человека.
Это явилось еще одним сокрытием Божественного Лица; еще одним, в некотором смысле, изгнанием - следующим за изгнанием Адама из Сада.
Уровень земли понижается, или, что-то же самое, Шехина - Божественное Присутствие - уходит из нашего, нижнего мира, в высшие миры.
Мир стал более сокрыт, и вот на это сокрытие Богу было решиться нелегко.
Бог скорбит от того, что Он должен лишить человека части его духовных сил.
И также в стихе 6:8: "И сказал Господь: истреблю Я человека, которого сотворил, ибо Я раскаялся, что создал их" - перевод слова "нехамти" как "раскаялся», является неправильным.
Точно так же, как и выше в стихе 6:6, следует перевести: "Потому, что Я утешился, примирился с тем, что такие уж они есть, ибо Я их создал".
Рассмотрим же картину, представленную нам после Потопа.
Что происходит с Ноахом, когда он выходит из Ковчега?
Прежде всего Ноах приносит жертву.
Стих 8:20: "И устроил Ноах жертвенник Господу, и взял он из всякого скота чистого и принес жертву всесожжения на жертвеннике".
В Торе различаются несколько разных видов жертв.
"Жертва всесожжения" - это такая жертва, которая сжигается на жертвеннике целиком, и она приносится в знак того, что человек понимает, что на самом деле жить он не достоин, и что жизнь - это милость Всевышнего по отношению к нему.
Жертва сжигается в знак того, что человек должен был бы сам быть принесенным вместо этой жертвы.
Таким образом, жертва всесожжения является свидетельством осознания Ноахом того, что его спасение - это акт Божественного милосердия.
Ноах не думает, что он был спасен за свою праведность, за то, что он все исполнял.
Он понимает, что все в жизни может держаться только на категории "хесед", то есть на милосердии Всевышнего.
Это действие Ноаха показывает, что он действительно дошел до того уровня понимания, когда его можно было выводить из Ковчега.
Далее читаем:
"И обонял Господь благоухание жертв".

По-русски эта фраза вообще непонятна, представляется вопиющей антропоморфностью Божественного.
На иврите (в оригинале) выражение "рэах нихоах" (буквально "обонять благоухание") означает, что "жертва принята", действия человека признаны Богом достойными.
И далее Бог говорит:
"Не буду больше проклинать землю и не буду больше уничтожать человека".
"Не буду больше проклинать землю" - потому, что тот высокий уровень связи человека с землей, который был раньше, теперь уничтожен.
На Ноахе выполнилась та молитва-предсказание, которую произнес при его рождении отец его Лемех, - "утешить, упростить, примириться с миром». Ноах реализовал свое имя, сделал мир более "простым и удобным", и цена за эту простоту - Потоп.
Но после Потопа на земле произведен новый род человечества, и теперь уже потоп не нужен, теперь ход мира, сеяние и жатва, день и ночь не прекратятся.

Но что же означает слово "Потоп" ("мабуль"), что кроется в нем? Для понимания самого слова "Потоп" важен стих 6:17. "Господь говорит:
"И вот Я наведу Потоп, воду на землю, и истреблю всякую плоть».
Мы видим, что здесь после слова "Потоп" есть уточнение "воду за землю", т.е. "Потоп" (на иврите - "мабуль") - это совсем не то же самое, что наводнение (на иврите - "шитафон"). Вода - это лишь один из параметров, а Потоп - это нечто совершенно особое.
На иврите слово "мабуль"- ("Потоп") связано с корнем от которого происходят, слова - "путать", "перемешивать». К этому же корню относится "Бавель - "Вавилон" - "ибо там смешались (испортились) языки", а также "бала" - "ветшать".
Что означает понятие "ветшать"?
Когда вещь новая, то она имеет тонкую структуру; одежда, например, имеет не только рукава и карманы (= грубую структуру), но и отделку, детали, узор (= тонкую структуру).
Когда эта одежда ветшает, то она сохраняет грубую структуру, но теряет свои тонкости, теряет детали, становится более простой.

Таким образом, "мабуль" - это "уничтожение тонкой структуры".
Именно тонкая структура земли - умение чувствовать уровень праведности человека и была уничтожена Потопом.
А наводнение было лишь способом реализации Потопа, отражением уровня людей.
После этого, поскольку Потопом было разрушено духовное влияние человека на мир, Богу больше не нужно было уничтожать землю и наказывать тех, кто на ней живет, - ведь теперь они не имели сил уничтожить мир.
И поэтому Всевышний обещает в дальнейшем не наводить "глобального" Потопа.
И в этом смысл неясного для нас стиха
"Не буду Я более проклинать землю за человека, ибо помысел сердца человека зол от юности его"
- хотя человек зачастую склонен ко злу, но он уже не имеет столь сильной возможности влияния на мир, "тонкая структура" взаимодействия земли и человека уничтожена и, тем самым, отпадает необходимость в столь сильном уничтожении человечества.
Однако, для нас есть предупреждение.
И сегодня, если люди говорят, что жизнь сложная, давайте жить проще - то эти слова тоже источник катастрофы, только, возможно иного природного характера.
Жить проще - это когда без этических и нравственных императивов, это всегда путь вниз, к скотству и отсутствию стыда!

(Антропоморфизм (от греч. antropos — человек и morphe — вид) — это уподобление человеку, наделение человеческим обличьем и человеческими качествами... )


Об авторе все произведения автора >>>

Тата Петренко, Россия
Вся Слава Господу Богу!
e-mail автора: tatapetrenko2855@gmail.com

 
Прочитано 246 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Проповеди обратите внимание

Обращение. - Габор

Шалом. - Габор

Точка плавления твоего сердца - Вячеслав Ивлев
как изменится?почему я ничего не чувствую, когда приходу к Богу? что делать, когда все вокруг кажется пустым?

>>> Все произведения раздела Проповеди >>>

Публицистика :
Есть ли в счастье что-то свинское? - Андрей Петрович

Поэзия :
* - Девятова Светлана

Поэзия :
Книга Жизни. - Надежда Лееуве

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Проповеди
www.4orU.org - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting




Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум